Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Да Чёрно-белые Нет

МКОУ «Урало-Ахтубинская СШ»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Урало-Ахтубинская средняя школа»

Доступная среда

«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
          В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
          Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

 

Государственная программа «Доступная среда»


Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Федеральные документы


Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в    сфере образования" 02.12.2015 №1399

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах инвалидов

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы

Родителям об инклюзивном образовании

ФГОС НОО для детей с ОВЗ приказ №1598

ФГОС ООО приказ в редакции от 29.12.2014

Анкета ОУ по обеспечению введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Информация о доступности

 

Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ"


В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п

Документы МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ"


АНКЕТА к паспорту доступности. файл
План мероприятий («дорожная карта») МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" по повышению значений  показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам на 2015-2020 годы. файл
Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта  и предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги)муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Николаевской средней общеобразовательной школы. файл


АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

АООП начального общего образования обучающихся з ЗПР (вариант 7.1)

АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

Положение об организации обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ

Учебный план и пояснительная записка к учебному плану на 2020-2021 учебный год на пятидневную учебную неделю начального общего образования для 4  класса по ФГОС УО умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)

Учебный план и пояснительная записка МКОУ «Урало-Ахтубинская СШ»  4  класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) на 2020-2021 учебный год

Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

создание в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Задачи программы:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.     Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.     Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.     Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

 Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.     Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.     Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.     Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

 Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ"  привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Создание безбарьерной среды

В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" проведены следующие виды работ:

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение условий доступности МКОУ "Урало-Ахтубинская СШ" (паспорт доступности)

Наличие тактильной мнемосхемы
Наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению
Наличие пандуса
Доступные санитарно-гигиенические помещения
Наличие обученного работника который может оказать помощь (работники, имеющие курсы по работе с детьми с ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

 

Специально оборудованные учебные кабинеты, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют(не предусмотрены проектом, год постройки 1967).

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Объекты для проведения практических занятий для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не организованы(не предусмотрены проектом).

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

 

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствует(не предусмотрены проектом).

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, стадион, беговая дорожка, необходимый спортивный инвентарь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие освобождения, посещают занятия физической культуры и спортивные секции.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МКОУ «Урало-Ахтубинская СШ» имеется учебная литература для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для начальной и основной школы.

В учебных кабинетах для занятий по общеобразовательным дисциплинам можно использовать: компьютерную технику, проекционное оборудование, программное обеспечение, печатные пособия, информационно­коммуникационные средства, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ детей-инвалидов, инвалидов и обучающихся с ОВЗ в учреждение осуществляется с помощью пандуса. Перемещение по учреждению слабовидящих обучающихся осуществляется с помощью таблицы Брайля (мнемосхем).

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Специальные условия питания

Школьная столовая работает в режиме пятидневной рабочей недели. Для обеспечения питания учащихся разработано меню, согласованное с Роспотребнадзором. Доступ в школьную столовую является беспрепятственным. 

Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ предусмотрено 2-х разовое питание. (Организация питания)

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с ГБУЗ "Быковская ЦРБ". В школе работает медицинский кабинет. Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В нашем учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется оздоровление обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В летний период организовывается летний оздоровительный лагерь.           

Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры с 1 по 11 класс. Особое внимание уделяется диспансеризации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекаемых учащихся и детей из семей, попавших в трудную семейную ситуацию. При необходимости, ребята с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическую и другую консультативную помощь в школе.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется с персональных компьютеров в кабинете информатики, подключенных к сети Интернет и локальной сети, без ограничения времени и потребленного трафика.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

ЭОР, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в виде текстового файла или бумажного носителя с увеличенным шрифтом

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет

МКОУ "Урало-ахтубинская СШ" не имеет общежития или интерната

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Жилые помещения в МКОУ "Урало-ахтубинская СШ" отсутствуют.

Полезные ссылки

Институт Специальной Психологии и Педагогики им. Рауля Валленберга

Сайт "Учимся жить вместе"

Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья "Дверь в мир"



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ